Земельные платежи в городе Москве (архив)
Перейдите на актуальную версию сайта

| Главная | Общие вопросы | Реквизиты для платежа | Основные документы | Кадастровая оценка | О проекте |

Земельные платежи в городе Москве
Рассылки на Maillist.Ru

Rambler's Top100

Registered in Aport Catalog

liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Система ГАРАНТ

КонсультантПлюс

Портал Кодекс

Первый взгляд на проект Главы 31 НК РФ «Земельный налог»

В законопроекте четко проводится линия на то, что объектом налогообложения является земельный участок, что в соответствии с Земельным кодексом РФ означает описание и удостоверение его границ в установленном порядке. Другими словами, земельный участок как объект налогообложения должен пройти кадастровый учет. Это означает, что, если участок такого учета не прошел, то объекта налогообложения как бы и не существует вовсе.
Гипотетически, конечно, возможна ситуация, когда права на земельный участок зарегистрированы в установленном порядке, а на кадастровом учете он не стоит. В соответствии с проектом он может быть признан объектом налогообложения. В принципе, такая ситуация возможна, но сейчас зарегистрировать права без получения кадастровых справок нельзя. Но в данном случае возникнут сложности при определении налоговой базы. Действительно, в соответствии с проектом закона организации самостоятельно исчисляют налоговую базу на основании сведений о земельном участке, полученных из земельного кадастра. А сведений о таком земельном участке-то в кадастре как раз и нет.

Похожая картина наблюдается и при определении налогоплательщика. Законопроектом предусматривается, что плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения. Вопрос о том, что делать, если права не зарегистрированы, а участком я пользуюсь, обойден. Формально в данном случае получается двойная неопределенность: нет ни объекта налогообложения, ни налогоплательщика, хотя фактически земельный участок используется.
В принципе, против такой логики можно возразить, указав на то, что в соответствии с ГК РФ (ч. 1 ст. 271 ГК РФ) собственник здания (строения, сооружения) имеет право пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации и использования здания. При этом если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество. Все вроде бы и хорошо, но только Земельный кодекс РФ такого понятия как «право постоянного пользования» не содержит. Ст. 20 ЗК РФ введено такое понятие как постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Причем перечень субъектов, которые могут оформить такое право пользования, закрыт и весьма ограничен.

Поскольку случаи, когда информация о земельных участках и землепользователях в земельном кадастре неполна, а законом, судя по всему, эти случаи урегулированы не будут, можно ждать очередной волны пикировок в судах по поводу земельного налога. Конечно, бюджет превыше всего и суды будут судить, как и раньше. Только ссылаться будут не на закон РФ «О плате за землю», а на пп.7 ч.1 ст. 1 ЗК РФ, в соответствии с которым «платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» является одним из основных принципов земельного законодательства.
Что ж, тем интереснее будет узнать, что будет являться объектом налогообложения и как будет определяться налогоплательщик.

Почему принят именно такой подход, сказать сложно. Остается только догадываться. Можно, например, предположить, что чиновники, писавшие законопроект, идиоты и не знают, как дело обстоит на практике. Но это - слабая версия, т.к. среди тех, кто пишет проекты законов идиотов мало.
Мне кажется, что здесь преследуется вполне конкретная цель - заставить регионы быстро провести межевание, постановку земельных участков на кадастровый учет и оформить права на земельные участки. Другими словами, сформировать единые объекты недвижимости на практике.
Действительно, если этого не будет сделано, то будут большие потери по данному виду налога. И если с протянутой рукой руководитель муниципалитета придет к губернатору, или губернатор придет в Минфин, то всегда можно отказать просителям, указав на плохую собираемость по данному источнику.
Я бы еще повесил «морковку» для собственников недвижимости - внес изменения в закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запретив, например, с 01.01.2005 регистрацию всех сделок с зданиями и/или сооружениями без регистрации тех или иных прав на земельные участки, на которых эти здания и/или сооружения расположены.

Но как бы там ни было, только практика может показать, что из этого получится. И если этот законопроект не станет законом до сентября, крайний срок - октября 2004 года, то ввести его в действие с 2005 года удастся не всем и не сразу, поскольку каждый регион еще должен разработать свой закон, принять его и опубликовать до 1 декабря 2004 года.
Будем следить за ситуацией.

Анализ некотрых статей проектов 2003 года и 2004 года в табличной форме можно посмотреть по этой ссылке

| Главная | Общие вопросы | Реквизиты для платежа | Основные документы | Кадастровая оценка | О проекте |